Зимняя эксплуатация АКБ
Зимняя эксплуатация АКБ сопровождается некоторыми осложняющими факторами.
Стартерные АКБ выпускаются производителями в общеклиматическом исполнении, которое допускает их круглогодичную эксплуатацию в широком диапазоне температур окружающей среды. Длительное воздействие предельных температур в режимах реального использования АКБ приводит как к уменьшению ресурса при длительной эксплуатации в условиях предельных высоких температур (выше 45°С), так и к снижению и даже полной потере работоспособности в режиме пуска двигателя (температура ниже минус 30°С без дополнительного обогрева). Зимняя эксплуатация АКБ сопровождается следующими осложняющими факторами:
- Для пуска холодного двигателя требуется отдача от АКБ большей мощности и энергии вследствие увеличения значений разрядного тока и увеличения продолжительности работы стартера для преодоления повышенного в 2,5-3 раза момента сопротивления холодного двигателя и трансмиссии с загустевшим холодным маслом. Это приводит к более глубокому разряду АКБ при пуске.
- При понижении температуры электролита увеличивается его вязкость, снижаются электропроводность и скорость диффузии электролита в поры активной массы, что приводит к снижению эффективности процесса заряда от генератора при установленных усредненных (круглогодичных) величинах зарядного напряжения на автомобиле.
-
Увеличивается число включенных в работу потребителей электроэнергии, предназначенных как для обеспечения комфорта пассажиров (отопитель салона, обогреватели зеркал и сидений), так и для безопасного движения автомобиля, которые получают питание от генератора, а при режиме холостого хода - от АКБ.
- Введенное правило о необходимости езды с включенными фарами в дневное время суток отнимает часть энергии генератора и снижает эффективность заряда АКБ.
Снижается динамика движения автомобиля за счет ухудшения дорожных условий, что уменьшает эффективность отдачи энергии генератором. А это в свою очередь уменьшает возможность полного заряда АКБ от генератора.
Влияние осложняющих факторов на уменьшение степени заряженности АКБ усиливается многократно, если генератор автомобиля не обеспечивает отдачу номинальных показателей (ток нагрузки) вследствие износа его узлов и деталей. Поэтому если владелец автомобиля со сроком эксплуатации более трех лет не проверит перед началом зимнего сезона работоспособность генератора, он может оказаться зимой, особенно при морозной погоде, с разряженной батареей, которая однажды утром вдруг окажется не способна пустить двигатель.
Во время оттепелей, которые нередко сопровождаются мокрым снегом или туманами, то есть повышенной влажностью воздуха, под капотом автомобиля по влажным проводам могут возникать значительные токи утечки, которые приводят к усиленному разряду батарей. Это, конечно, приводит к снижению ее работоспособности в режиме пуска двигателя.
Для того чтобы уменьшить влияние отрицательных факторов, сопровождающих эксплуатацию в зимнее время и снижающих степень заряженности АКБ, полезно выполнять следующие несложные мероприятия:
- контролировать натяжение ремня привода генератора, при котором будет обеспечена согласно инструкции к автомобилю полная отдача генератором энергии, необходимой для питания штатных потребителей и заряда АКБ;
-
не допускать длительной работы потребителей энергии на автомобиле при выключенном двигателе;
-
периодически контролировать систему электрооборудования на отсутствие тока утечки. Если условия хранения позволяют при длительном бездействии автомобиля отключить АКБ (гараж или охраняемая стоянка), то это необходимо делать, снимая один из полюсных наконечников с вывода АКБ;
-
если массовый провод от АКБ соединен только с кузовом автомобиля, целесообразно дополнительно соединить тот же вывод АКБ с двигателем отдельным проводом большого сечения; это позволит уменьшить потери напряжения в цепи АКБ-стартер и улучшит условия пуска двигателя;
-
при пуске двигателя в сильные морозы (при температуре ниже минус 18-20°С) перед включением стартера рекомендуем выключить сцепление, чтобы не затрачивать энергию батареи на проворачивание стартером трансмиссии с загустевшим холодным маслом;
- периодически контролировать плотность электролита (при наличии пробок на крышке батареи) или измерять НРЦ на выводах батареи в состоянии покоя, то есть через 8-10 часов после остановки двигателя; если значение НРЦ будет менее 12,6 В или плотность электролита, приведенная к 25°С, менее 1,24 г/см3, АКБ необходимо зарядить от стационарного зарядного устройства.
Выполнение вышеперечисленных мероприятий позволит исключить отказы в работе стартерных АКБ в зимних условиях, сохранить их надежность и долговечность.
И пожалуйста, не нужно думать, что батарея не требует ухода – она ведь женского рода.
- Комментарии